Публичный доклад
ТОГОУ “Кирсановская общеобразовательная школа-интернат
среднего
(полного) общего образования”
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Основные цели и задачи
школы-интерната
В рамках данного доклада представлены результаты деятельности школы-интерната по
реализации основных направлений государственной политики в области образования и
задач, определенных Программой развития.
Реализуемая система активного взаимодействия учеников, родителей, представителей
образовательных учреждений, с которыми сотрудничаем мы, и педагогического
коллектива позволяет с достаточной степенью объективности оценить работу
школы-интерната по реализации поставленных целей:
обеспечение качественного образования, воспитания и психолого-педагогического
сопровождения воспитанников;
переход от коллективного воспитания к индивидуальному, комплексному
сопровождению процесса развития каждого воспитанника;
улучшение условий жизнеобеспечения воспитанников;
создание благоприятных условий для успешной социализации, реабилитации,
укрепления здоровья детей;
расширение системы профессиональной подготовки;
внедрение новых форм включения воспитанников в культурную, спортивную, досуговую
деятельность.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Общая характеристика
образовательного учреждения
В соответствии с законодательством Российской Федерации ТОГОУ "Кирсановская
общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования" имеет
лицензию А № 264906 (и приложение к лицензии), выданную управлением образования
и науки Тамбовской области 29 мая 2007 года сроком на 5 лет. В 2008 году
школа-интернат прошла процедуру аттестации и аккредитации (Свидетельство о
государственной аккредитации АА 140157, выданное управлением образования и науки
Тамбовской области 29 июля 2008 года).
Учитывая важность такого параметра как степень безопасности воспитанников и
работников, в школе-интернате проведена проверка соответствия условий обучения и
воспитания требованиям санитарно-гигиенической и противопожарной безопасности (о
чем составлены соответствующие заключения органами Роспотребнадзора и
Госпожнадзора).
Расположение учреждения позволяет проводить активную работу по взаимодействию с
различными организациями культуры и спорта. Рядом находятся школа искусств и
краеведческий музей, библиотека, ДЮСШ, стадион, центр досуга "Золотой витязь".
В целях развития инновационной деятельности в школе-интернате создан центр по
профилактике социального сиротства и социальная гостиница, предназначенная для
временного размещения и проживания (в период учебы) учащихся, проживающих в
сельской местности, где отсутствуют общеобразовательные учреждения.
Образовательная политика
и управление
школой-интернатом
Обеспечение доступности
общего образования
С 2006 года в школе-интернате обучаются дети из города Кирсанова, Кирсановского,
Уметского, Гавриловского, Рассказовского, Инжавинского, Бондарского районов.
Все воспитанники принимаются на обучение согласно путевке управления образования
и науки Тамбовской области.
Поскольку школа-интернат не имеет своего микрорайона, то важными
характеристиками его востребованности являются, в частности, такие показатели,
как степень сохранности контингента обучающихся, отсутствие отсева, доля
обучающихся прибывших превышает выбывших в другие ОУ.
Основной причиной движения контингента учащихся за последние годы является смена
места жительства родителей.
Направленность
образовательного процесса
на удовлетворение различных
образовательных запросов
родителей и обучающихся
В школе-интернате созданы условия для развития дополнительного образования и
творческой самореализации всех воспитанников. Охват учащихся дополнительным
образованием составляет 100%. Это 8 кружков: хореографический, вокальный,
фольклорный, "Юный видеооператор", "Юный кадет", "Юный цветовод", "Турист", "Умелые
руки", студия "Мир твоих увлечений", которые функционируют на базе
образовательного учреждения.
На договорной основе дети посещают ДЮСШ, школу искусств — музыкальное,
художественное, хореографическое отделения, Центр детского творчества.
Осуществляется социально-психологическое сопровождение обучающихся.
Все воспитанники школы обеспечены бесплатными учебниками; дети из многодетных
семей обеспечены проездными билетами; за 2007—2008 годы для детей из
малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей приобретены одежда и обувь
на сумму 68500 рублей; осуществляется подвоз детей в школу-интернат из поселка
Восход, села Тихвинка Кирсановского района.
Проблемы психологической помощи решаются педагогом-психологом В. Е. Димияновой,
реализуя мероприятия по следующим направлениям: диагностическая работа,
коррекционно-развивающая работа, профилактическая работа, консультационная
работа, экспертная работа, организационно-методическая работа.
По результатам диагностики микроклимата в школе — уровень эмоционального
самочувствия воспитанников достаточно высок. 84% детей полностью удовлетворены
школьной жизнью.
Для выявления у детей различных отклонений в развитии устной и письменной речи и
своевременного оказания им логопедической помощи в школе-интернате работает
логопедический пункт.
Открытость образовательного учреждения
С 1 сентября 2008 года школа-интернат является областной
опытно-экспериментальной площадкой по теме "Организация
социально-педагогического сопровождения развития воспитанников интернатных
учреждений в условиях образовательной интеграции". В рамках эксперимента
воспитанники переведены для обучения в общеобразовательные школы города
Кирсанова.
Для повышения эффективности обучения педагогическим коллективом школы-интерната
осваиваются и применяются мультимедийные технологии, технология личностно
ориентированного обучения.
Обеспечивается преемственность школьного и начального профессионального
образования. Для этого заключен договор о сотрудничестве с ГОУ НПО
“Профессиональный лицей № 3” города Кирсанова на получение детьми за курс
средней школы профессий: швея 2 разряда, плотник 2 разряда. Такое сотрудничество
дало возможность организовать на базе школы-интерната профессиональное обучение,
дальнейшее трудоустройство выпускников в данном учебном заведении.
Планомерная работа с родителями направлена на создание системы взаимодействия
семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка и
включает в себя:
родительский всеобуч, разнообразные формы психолого-педагогического просвещения
родителей, повышение их культурно-образовательного уровня с учетом различного
социального положения семей;
массовые мероприятия с родителями;
выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта
семейного воспитания;
участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением,
организации учебно-воспитательного процесса.
Для достижения положительных результатов в воспитательной работе постоянно
ведется контроль за социальным составом родителей.
В школе-интернате обучаются 82% детей из малообеспеченных семей, 52 % детей из
неполных семей, 34 % детей из многодетных семей, 27 % детей из неблагополучных
семей.
Анализируя социальный состав родителей учащихся можно сделать вывод, что
основной контингент родителей принадлежит к рабочим, незначительное количество
служащих, предпринимателей. Увеличилось число родителей — безработных.
Анализ образовательного уровня родителей показывает, что высшее образование
имеют только 5%, среднее профессиональное — 25%, начальное профессиональное —
4%, среднее —36%, основное — 30%.
Управление школой-интернатом осуществляет администрация, общественные
организации: управляющий совет, общешкольный родительский комитет,
педагогический совет, совет ЛДО "Россы".
Для управления педагогическим процессом администрация школы использует систему
рекомендаций на диагностико-технологической основе В. Н. Зайцева, руководителя
межрегиональной экспериментально-технологической площадки "Преемственность";
комплексно-целевые программы "Управление качеством образования", "Развитие
профессиональных компетенции участников образовательного процесса".
Условия осуществления
образовательного процесса
Источником финансирования является областной бюджет, внебюджетные и спонсорские
средства.
Школа-интернат располагается в 2-этажном кирпичном здании, на территории
школьного двора находятся баскетбольная и волейбольная площадки, полоса
препятствий, учебно-опытный участок, фруктовый сад, зеленая зона.
Для осуществления обучения и воспитания имеются 13 кабинетов для проведения
занятий, спортивный и тренажерный залы, лыжная база, библиотека с книжным фондом
16364 экземпляра учебной, методической и художественной литературы, читальный
зал, столовая на 120 посадочных мест, актовый зал на 240 посадочных мест,
мастерская по обслуживающим видам труда и комбинированная мастерская,
медицинский, психологический кабинеты, логопедический пункт, комнаты отдыха.
В школе работает стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив,
состоящий из 40 педагогов. Из них:
85% имеют высшее образование, 12,5% среднее специальное, 2,5% — незаконченное
высшее (учатся заочно);
2,5% имеют высшую квалификационную категорию, 30% имеют I квалификационную
категорию, 38% — II квалификационную категорию;
стаж работы до 2 лет — 10%, от 5 до 10 лет — 10%, от 10 до 20 лет — 30%, более
20 лет — 50%;
80% коллектива прошли курсы повышения квалификации при ТОИПКРО;
28% педагогов награждены отраслевыми наградами.
Педагоги нашего учебного заведения щедро делятся своим опытом с коллегами,
принимая участие в научно-практических конференциях, открытых столах, семинарах.
Так, директор школы-интерната О. В. Гололобова — участник областного
семинара-совещания для руководителей интернатных образовательных учреждений
области на тему: "Инновационные направления в деятельности интернатных
образовательных учреждений" (июнь, 2009 год);
заместитель директора по воспитательной работе С. А. Никанкина — участник
Питиримовских чтений "Духовно-нравственное воспитание школьников" (октябрь, 2008
год);
педагог-психолог В. Е. Димиянова — участник III Международной
научно-практической конференции "Практическая психология: от фундаментальных
исследований до инноваций";
социальный педагог Н. Н. Шаврина — участник областного семинара-совещания "Система
работы школы-интерната по подготовке воспитанников к семейной жизни" (сентябрь,
2008 год); областных семинаров "Система работы социально-психологической службы
по профилактике злоупотребления ПАВ" (декабрь, 2008 год); "Адаптационные
проблемы детей в свете психологии и медицины" (февраль, 2009 год).
Директор школы-интерната О. В. Гололобова, педагог-психолог В. Е. Димиянова,
социальный педагог Н. Н. Шаврина публикуют свои наработки в печатных изданиях,
методических пособиях, прошедших экспертизу редакционно-издательского совета
ТОИПКРО.
Информационную среду школы-интерната характеризуют не только установленные
компьютеры (24), главное — применение информационных технологий (ИТ) в
образовательном процессе.
Наши достижения в данном направлении:
разработана программа информатизации школы-интерната;
в течение двух лет создана и работает творческая группа по теме "Применение
мультимедийных технологий в образовательном процессе". Результатом этой работы
стала победа группы педагогов (А. Н. Патрин, Н. М. Иванова, Н. В. Парамонова, М.
М. Юмашева) в областном конкурсе медиаресурсов;
компьютеризировано 10 рабочих мест;
обучение кадрового состава (20% педагогов окончили курсы повышения квалификации
по программе профессионального дополнительного образования "Интернет-технологии
для учителя-предметника" в Тамбовском региональном центре Федерации Интернет
Образования. Прошли обучение по проблеме "Информатизация управленческой
деятельности образовательных учреждений" с получением сертификата два сотрудника.
18 % педагогов имеют заключение областной аттестационной комиссии о владении
навыками комплексного использования ИКТ);
создана школьная медиатека (218 электронных изданий, видео- и аудиоресурсов);
создан и постоянно обновляется школьный сайт;
организован доступ учащихся и педагогов к ресурсам сети Интернет в урочное и
внеурочное время;
с 2006 года внедрена и функционирует автоматизированная
информационно-аналитическая система (АИАС) АРМ "Директор";
с 2005 года ведется электронная книга приказов;
ведется внеурочная деятельность с применением ИКТ.
Особое внимание уделяется работе с "трудными" детьми. На ежедневный контроль
взяты дети группы риска: злостные прогульщики, дети из не благополучных семей,
дети, состоящие на учете в ОДН, КДН. Проблемы правового воспитания решаются в
соответствии с разработанной школьной программой "Профилактика безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних", утвержденной на заседании
педагогического Совета (протокол № 11 от 20.09.2007).
Результатом проводимой работы стало уменьшение количества воспитанников,
состоящих на учете в ОДН Кирсановского ГРОВД, ОДН города Кирсанова,
Кирсановского района с 10% до 6%.
Педагогическим коллективом проводится значительная работа по укреплению здоровья
воспитанников не только в течение учебного года, но и в период летных каникул (пришкольный
лагерь "Солнышко").
Осуществляется комплексная технология современной деятельности педагогов
школы-интерната и врачей в утверждении здорового образа жизни в среде учащихся.
Результатом этой деятельности является 100% вовлечение учащихся в занятия
физкультурой и спортом, ежегодная диспансеризация детей, проводимая детскими
врачами Тамбовской областной детской больницы с участием узких специалистов,
лабораторных и клинических исследований.
По результатам медосмотра растет число здоровых воспитанников (с 6% до 15%).
Уменьшилось число курящих. детей с 14% до 7%, в течение двух последних лет не
было зафиксировано случая употребления детьми алкоголя, наркотиков, а в течение
трех последних лет — случаев травматизма.
Важным аспектом в формировании физически здоровой личности является организация
пятиразового питания. С каждым годом расширяется ассортимент блюд. В целях
повышения уровня обслуживания в столовой обновляется мебель, посуда, ежегодно
проводится ряд ремонтных работ.
В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников (СанПиН
2.4.2.782-99) приобретается, производится расстановка и маркировка школьной
мебели. Осуществляется регулярное проветривание кабинетов. Постоянно находится
под контролем искусственное освещение кабинетов.
В настоящее время совершенствуется безопасная среда пребывания всех участников
образовательного процесса в учреждении. Школа-интернат располагает:
охранным комплексом "GUARD CCU 6225 S";
противопожарной и речевой сигнализацией;
кнопкой тревожной сигнализации;
видеонаблюдением.
Результаты образовательной
деятельности
Результаты внешней оценки: в 2007—2008 учебном году, одна выпускница окончила
среднюю школу с золотой медалью, две с серебряной (18% класса); в 2008—2009
учебном году — два выпускника окончила среднюю школу с серебряной медалью (20%
класса).
Результаты внутришколъной оценки показывают: в 2008—2009 учебном году уровень
обученности воспитанников составил 99%, качество знаний — 34%.
Результативность участия школы в различных конкурсах, смотрах, спортивных
соревнованиях областного уровня выросла в 10 раз.
Школа-интернат победитель:
областного Фестиваля "Россия, Русь, храни себя, храни!";
областного фестиваля "Боль моя — Афганистан";
областной военно-спортивной игры "Лихие забавы на Руси";
областного конкурса детского творчества "Созвездие";
областного смотра школьных музеев;
регионального этапа Всероссийского фестиваля "Адрес детства — Россия";
областного Славянского фестиваля "К душе своей найди дорогу";
областного туристического слета среди воспитанников интернатных учреждений;
областного творческого конкурса среди учащихся педагогических классов ОУ (в
течение трех последних лет).
Социализация выпускников проходит успешно. Все воспитанники по окончанию
школы-интерната продолжают дальнейшее обучение только на бюджетных местах.
Увеличилось количество выпускников, поступивших в вузы, техникумы, ТОГОУ СПО "Педагогический
колледж".
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ выполнения программы развития показывает, что реализация программы
осуществлялась по всем заявленным направлениям, и в настоящее время
школа-интернат — это образовательное учреждение, ориентированное на выявление и
развитие способностей каждого воспитанника, на создание условий для формирования
свободной, физически здоровой, духовно богатой и интеллектуально развитой
личности, способной к продолжению образования и овладению профессиональными
знаниями и навыками.
Дальнейшее совершенствование учебно-методической деятельности, организация
учебного процесса на базе школ города Кирсанова, расширение материальной базы,
открытие Центра социального сиротства, открытие социальной гостиницы,
обязательно станут необходимыми условиями для дальнейшей, конструктивной
реализации программы развития в запланированном объеме и в указанные сроки.
О. ГОЛОЛОБОВА,
директор школы-интерна
<<назад |