Добро пожаловать на сайт города Кирсанова

Результаты деятельности муниципальной системы образования
города Кирсанова в 2008-2009 учебном году и основные направления развития на новый учебный год в свете "Основных направлений
реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в городе Кирсанове Тамбовской области"

Основные направления
реализации национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа"

В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ.
Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.
Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы.
Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления должна быть открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратиться из обузы в увлекательное и почетное занятие. Школы как центры досуга необходимо открыть в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия должны быть привлекательным местом семейного отдыха.
Сформулированные представления о школе будущего - не просто пожелания, но и насущная необходимость. Для достижения таких результатов нам необходимо перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу.
В школах города обучаются 2249 человек учащихся 1-11 классов и 69 воспитанников подготовительного класса. По программам дополнительного образования занимаются 683 обучающихся, в группах продленного дня - 771 человек. В режиме полного дня работает 1 учреждение, количество детей - 96 человек (структурное подразделение № 1 МОУ СОШ № 3). В 2008-2009 учебном году по программе компенсирующего обучения занимались 12 человек (учащиеся 9 класса МОУ СОШ № 1).
В общеобразовательных учреждениях города проводится работа по обеспечению перехода системы образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2009-2010 учебном году: ознакомлены руководители и педагоги образовательных учреждений с ФГОС; осуществлен анализ ресурсного обеспечения школьного образования на предмет соответствия требованиям ФГОС, сформированы предложения о внесении изменений в нормативные правовые документы, программу развития образовательных учреждений.
Начата разработка образовательных, рабочих программ образовательного учреждения на основании компетентностного подхода; осуществлено методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений по осуществлению контроля качества в соответствии с положениями ФГОС.

Итоги работы образовательных учреждений в 2008-2009 учебном году в соответствии с ключевыми направлениями развития
общего образования

Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, определяют следующие пять основных направлений развития общего образования.
1. Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения.
Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Результаты образования должны быть сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений должно основываться на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки.
Значимую работу по повышению качества образования через совершенствование его содержания и развитие личности учащихся проводят педагоги МОУ СОШ № 3.Здесь открыты 4 экспериментальные площадки: 1- школьного уровня, 3 - городского. Две экспериментальные площадки работали в направлении "Организационные и содержательные вопросы предпрофильного и профильного обучения", две - в направлении "Совершенствование структуры и содержания общего образования в условиях модернизации системы образования".
В 2009 году 197 выпускников завершили обучение на основной ступени обучения. К государственной (итоговой) аттестации не допущены 3 человека, за последние несколько лет это самый худший результат. В рамках мероприятий по оценке индивидуальных учебных достижений на государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов проведены экзамены по русскому языку и алгебре в новой форме. Основная цель государственной (итоговой) аттестации - введение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой могут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также учитываться при формировании профильных классов на старшей ступени общего образования. В государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов по русскому языку и алгебре в новой форме приняли участие 169 человек (таблицы 1,2.)
На уровне образовательного учреждения в качестве основного объекта оценивания рассматриваются образовательные достижения обучающихся. На протяжении последних лет базовой процедурой является единый государственный экзамен. Контроль за выполнением государственных образовательных стандартов осуществляется при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
В 2009 году единый государственный экзамен на территории области проводился по 13 учебным предметам. Выпускники города сдавали экзамен по 11 предметам, (в 2008 году - 8 предметов).
В ЕГЭ по литературе участвовало 3 человека. Средний тестовый балл по городу - 69 баллов.
В ЕГЭ по биологии приняли участие 19 человек, больше в сравнении с 2008 годом на 16 человек. Средний тестовый балл по городу составил 57 баллов.
В ЕГЭ по русскому языку участвовало 120 человек. Средний тестовый балл по городу 63.
В ЕГЭ по обществознанию участвовало 36 человек, ( в 2008 году- 22 человека). Средний тестовый балл - 57,4.
В ЕГЭ по физике участвовало 20 человек (в 2008 году - 1 выпускник). Средний тестовый балл составил 59.
В ЕГЭ по информатике принял участие 1 выпускник (в 2008 году-5 человек). Тестовый балл - 74 балла.
В ЕГЭ по математике участвовало 120 выпускников. Средний тестовый балл составил 93.
В ЕГЭ по истории участвовало 3 выпускника. Средний тестовый балл - 58 .
В ЕГЭ по химии участвовало 12 человек, средний тестовый балл - 63.
В ЕГЭ по географии участвовал 1 человек, средний тестовый балл - 54.
В ЕГЭ по английскому языку участвовали 6 человек, средний тестовый балл - 44 (таблицы 3, 4).
Все выпускники подтвердили право на получение медалей: 4 выпускника получили золотую медаль "За особые успехи в учении", 14 - серебряную медаль (100%).
Уровень подготовки выпускников школ соответствует требованиям государственных образовательных стандартов.
В 2009 году количество выпускников 11 классов, окончивших общеобразовательные учреждения города, составило 121 человек, по предварительному трудоустройству в вузы поступают 67 человек, в средне-специальные учебные заведения - 49 человек, в учебные заведения начального профессионального образования - 3 человека.
Выпуск учащихся из 9 класса - 194 человека, предварительное комплектование: в 10 класс - 96 человек, средне-специальные учебные заведения - 66 человек, учебные заведения начального профессионального образования - 34 человека. На 20.08.2009 года в 10 классы подано 48 заявлений.
Требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
В прошедшем учебном году в школах города продолжена работа по осуществлению предпрофильного и профильного обучения. Во всех 9 девятых классах с охватом 196 человек организовано предпрофильное обучение. Впервые профессионально организованы элективные курсы по профориентационной подготовке, часы предмета "Технология" переданы профлицею № 3, где проводятся элективные курсы "Автомир", "Дизайн одежды", "Азбука питания". Профориентационные курсы проводятся на базе профессионального лицея № 3 преподавателями лицея (договоры между общеобразовательными учреждениями и ГОУ начального профессионального образования профессиональным лицеем № 3).
Профильное обучение продолжено на третьей ступени обучения. В МОУ СОШ № 1 работают - 11 ”А” класс (15 человек) - социально-гуманитарный.

Профильные предметы - русский язык и обществознание. В 10 ”А” классе (23 человека) социально-гуманитарный профиль. Профильные предметы - русский язык и обществознание. В 10 ”Б” классе (26 человек) - естественно-математический профиль. В МОУ СОШ № 3 из учащихся двух 10 классов сформированы 3 профильные группы: информационно-технологического (22 чел.), химико-биологического (6 чел.), спортивно-педагогического профиля (12 чел.). В МОУ СОШ № 3 используется индивидуальный учебный план при профильном обучении, который позволяет реализовать различные образовательные потребности обучающихся.
Педагогами осваиваются образовательные технологии, направленные на формирование у обучающихся ключевых компетенций, освоение способов познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.
С целью обеспечения вариативности обучения, осуществления внутришкольной дифференциации обучения в компонент образовательного учреждения учебных планов общеобразовательных учреждений вводятся нетрадиционные курсы. Но процент количества нетрадиционных курсов очень невелик.
Если рассматривать вопрос организации профильного обучения в здании МОУ СОШ № 1, то за счет федеральных и областных средств в рамках РКП уже приобретено учебно-наглядное оборудование: кабинеты физики, химии, интерактивная доска (2007 год), передвижной компьютерный класс, кабинеты биологии, истории, географии, русского языка и литературы, математики, иностранного языка, интерактивная доска (2008 год). В настоящее время получены средства федерального бюджета и планируется приобрести оборудование для лингафонного кабинета и лекционной аудитории, передвижной компьютерный класс и интерактивную доску.
Постепенное внедрение образовательных стандартов в начальной школе должно начаться уже с 1 сентября 2009 года. К внедрению таких стандартов в первую очередь должны привлекаться учителя и школы - участники приоритетного национального проекта "Образование".
В нашем городе МОУ СОШ № 1 и №2 получали президентские гранты в 1 млн. рублей. Отмечены и наши педагоги. В 2009 году 100 тысяч рублей получит Ольга Владимировна Кадомцева - учитель математики МОУ СОШ № 1.
Современное понимание качества образования в отношении индивидуальных достижений учащихся включает не только учебные достижения, но и степень их социализации, внеучебные достижения. В настоящее время идет отработка механизмов учета внеучебных достижений обучающихся посредством технологий "портфолио".
Имеющаяся относительная стабильность качества обучения с 2005 в 2009 году значительно снизилась - на 4%, 9 человек оставлены на повторный год обучения из них 1-4 классы: 5 человек, 5-9 - 4 человека.
2. Система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
На муниципальном и региональном уровнях ежегодно, начиная с 2006 г., ведется формирование баз данных школьников, участвующих во всероссийской олимпиаде школьников и других мероприятиях с одаренными школьниками. Базы данных содержат сведения о школьниках, принимавших участие в мероприятиях, образовательном учреждении, педагоге-наставнике, результатах участия в олимпиаде. Формирование баз данных позволяет привлекать учащихся к участию в мероприятиях регионального и всероссийского уровня через направление адресных приглашений. Кроме того, информационная подсистема в рамках проведения Всероссийской олимпиады школьников, включает в себя оперативное информирование участников образовательного процесса о нормативно-правовых актах, регламентирующих проведение мероприятий, и о результатах участия школьников в данных мероприятиях через сайт управления образования и науки Тамбовской области, выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, проведение мониторинговых и социологических исследований.
Всероссийская олимпиада школьников - одно из наиболее заметных явлений на образовательном пространстве страны.
В октябре 2008 года прошел школьный этап, в котором приняли участие 1639 человек, из них обучающихся 5 класса - 21 ученик, 32 ученика 6 классов, 7 классов - 31 человек, 88 детей восьмиклассников, 461 учащийся 9 классов, 597 десятиклассников, 409 одиннадцатиклассников; 1136 девочек, 493 мальчика. Среди участников 187 победителей, 291 призер.
В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников в ноябре 2008-2009 учебного года приняли участие 246 человек, учащиеся городских школ. Учащихся 8 классов -1 человек, 9 классов - 71 человек, 95 учащихся 10 классов, 78 одиннадцатиклассников. Среди участников победителями стали 26 человек, призерами - 41 человек.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников проходил по 14 учебным предметам: русскому языку, литературе, английскому языку, математике, информатике и ИКТ, физике, химии, биологии, истории, географии, праву, обществознанию, основам безопасности жизнедеятельности. Впервые в 2009 году был открыт предмет физическая культура, но заявок на участие не поступило.
Участие для нашей команды стало более результативным по сравнению с прошлыми годами. Наилучших успехов достигли обучающиеся по предмету литература. Здесь из 4 наших участниц три стали призерами олимпиады. Елена Новикова, учащаяся 10 класса МОУ СОШ № 1 (учитель О. М. Сашина) заняла 2 место. Две девочки: Алина Мамонова, учащаяся 11 класса МОУ СОШ №1( учитель В. Н. Думенко) и Татьяна Нехорошева, учащаяся 9 класса МОУ СОШ №3 (учитель О. А. Турновская) заняли почетное 3 место каждая в своей группе. Татьяна Нехорошева также стала призером в олимпиаде по обществознанию (учитель Ф. И. Косухин).
Хорошие результаты показала Нелли Гололобова, учащаяся 9 класса МОУ СОШ №3 (учитель О. В. Григорьева) в олимпиаде по математике, заняв почетное 5 место из трех десятков участников.
Седьмое место в олимпиаде по праву заняла Анна Рыбалкина, учащаяся 9 класса МОУ СОШ № 3, Татьяна Нехорошева, Алина Мамонова по русскому языку соответственно 6 место и 7 место, Екатерина Кануткина по литературе 8 место.
Анализ результатов олимпиадного движения позволяет сделать выводы о том, что система работы с одаренными школьниками сложилась не во всех общеобразовательных учреждениях.
Новая система оплаты труда позволяет разработать критерии премирования и стимулирования работников. Однако ситуация с финансированием государственного стандарта не позволяет реально осуществить в новом учебном году в полной мере материальное стимулирование по результатам работы.
В образовательных учреждениях города работают 275 педагогов, из них пенсионного возраста 29 человек.
В системе дошкольного образования - 46 человек, с высшим образованием - 22 человека.
В системе общего образования - 213 человек, из них учителей - 149 человек, высшее образование имеют 178 человек.
В системе дополнительного образования - 16 человек, из них высшее образование - 13 человек.
В последние годы сложилась система моральной поддержки отечественного учительства. Помимо традиционных конкурсов педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.) сложился масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика нуждается в развитии и дополнении на уровне субъектов Российской Федерации. В городе продолжается поддержка лучших педагогов премированием к Дню учителя. Однако, активность участия в конкурсах самих учителей может быть более активной и плодотворной.
Педагогические работники нашего города продолжают свое повышение квалификации в Институте повышения квалификации, участвуют в работе курсов, семинарах, круглых столах, ведут учет набора часов курсовой подготовки для прохождения аттестации, что положительно влияет на самосовершенствование личности учителя и передачу знаний школьникам.
Отдельная задача - привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование.
Объектом оценивания на уровне образовательного учреждения является также профессиональная компетентность педагога. В аттестации 2008-2009 года приняли участие уже большее количество педагогов в сравнении с 2008 годом. Было подано заявлений 59. Из них на высшую - 2 человека, 1 категорию - 44 человека, 2 категория - 13 педагогов. Отозвано заявлений 21(36 %), из них на высшую категорию нет. 1 категория -17 человек (39%), 2 категорию - 4 человека (31%).
Аттестовано 38 человек (64%), из них высшая категория - 2 человека (100%), 1 категория - 27 человек (61%), 9 человек на вторую категорию (69%).
Всего педагогов без совместителей 266 человек, из них аттестовано - 162 человека, что составляет 60,9%, в сравнении с областными показателями (областные цифры среднегородской показатель: 77,6, среднеобластной - 67,4%). Высшую категорию имеют 18 человек (11,1%), первую категорию - 113 человек ( 69,8%), вторую категорию - 31 человек (19,1%).
Ключевыми при оценке качества образовательного процесса являются процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Использование технологии "КАСДОУ-Аттестация" позволяет проводить реальную внешнюю оценку деятельности образовательного учреждения, результаты которой не зависят ни от органов управления образованием, ни от руководства образовательного учреждения. Проводится комплексная оценка, на основании которой определяется эффективность образовательной, воспитательной, экономической деятельности, а также состояние психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах.
4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Так, взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создает ориентиры для совершенствования учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, эксплуаториумов, диалоговых экскурсий и прочих. Мы неоднократно говорим о том, что школьники должны конкретно знакомиться с историей своего края, улицы, школы. Однако работа по созданию школьных музеев, изучению названий улиц родного города, его знаменитых жителей не проводится системно и целенаправленно.
5. Здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.
Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.
Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий - все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. И здесь школа здоровья не должна оставаться провозглашенным лозунгом. Необходимо соответствие предъявляемым требованиям - а это значит, ежедневный кропотливый труд всего педагогического коллектива, начиная с проведения ежедневной зарядки во всех классах, регулярных спортивных состязаний классных коллективов, школьных соревнований и дней здоровья, выходного дня школьника, семейных спортивных состязаний, подвижных игр и, естественно, - мониторинга здоровья каждого ребенка.

Задачи, инструменты и механизмы обновления школьного образования
Приоритетный национальный проект "Образование" остается одним из ключевых механизмов развития общего образования. В ближайшие годы в рамках национального проекта в системе общего образования предстоит:
продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи;
Для педагогических коллективов города это означает активное участие детей и педагогов в конкурсах, кропотливую творческую работу по пропаганде своего опыта и представление своих разработок для использования коллегами - от размещения на сайте школы до публикаций в прессе.
развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;
В средствах областной субвенции предусмотрено финансирование школьного дополнительного образования, однако не все готовы представить свои программы на экспертную оценку. К сожалению, нет и разработок по внеклассной предметной работе кружков и объединений школьников. В новом учебном году педагогам необходимо обратить свое внимание на подготовку материалов к регулярной внеклассной работе по предмету. Можно и должно привлекать к активному изучению дисциплин в кружках "Юный натуралист", "Историки-краеведы", "Наши английские друзья", "История физики", "Решение нестандартных задач" и многое другое.
поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;
Необходимо полностью использовать полученные за последние годы комплекты предметных дисков, возможности Интернет-ресурсов и компьютерного оборудования, приобретенного в школах.
стимулировать усилия и поддерживать инициативы по развитию систем дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу;
Мы должны полностью привлечь всех детей предшкольного возраста к обучению в подготовительных классах.
обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам;
разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации школьного питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ.
С 1 сентября мы переходим на платное питание в школах, и здесь огромную работу надо провести с органами общественного управления, родительскими комитетами и общественностью.
В общеобразовательных школах города обучаются 28 детей-инвалидов, 6 человек из них обучаются по состоянию здоровья на дому. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в школах на уроках физической культуры занимаются в специальных медицинских группах. На базе МОУ СОШ № 1 - 12 групп с охватом 131 человек, на базе МОУ СОШ № 3 - 2 группы: 35 человек. Для детей, испытывающих проблемы со здоровьем, по мере необходимости организуется обучение на дому. В прошедшем 2008-2009 учебном году такой формой обучения были охвачены 20 детей.
В соответствии с п. 2 с. 1 Закона Российской Федерации "Об образовании" "организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования". В 2010 году завершается пятилетний этап реализации указанной программы. Исходя из этого, к 2011 году будет завершена отработка всех пилотных моделей развития системы общего образования. В каждом субъекте Российской Федерации будут сформированы элементы целостной стратегии обновления системы общего образования. В следующий пятилетний этап реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы указанные модели должны получить распространение в практике каждого муниципалитета. Ключевые параметры инициативы "Наша новая школа" должны быть полностью выполнены, обеспечен переход к школам-ступеням.
На сегодняшний день приняты все меры по реструктуризации сети общеобразовательных школ и укреплению материально-технической базы профильного обучения.
В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить:
1. В направлении обновления образовательных стандартов:
новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ;
систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую.
2. В направлении поддержки талантливых детей:
систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста;
обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся;
расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников;
модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся;
систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
3. В направлении развития учительского потенциала:
практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование;
модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку;
новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации.
4. В направлении развития школьной инфраструктуры:
модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда.
Перевод системы общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование явился первым и основным шагом в рамках работы по переводу всей системы предоставления образовательных услуг на финансирование по принципу "деньги следуют за учеником". Несмотря на складывающуюся демографическую ситуацию (с 2000 по 2009 год количество учащихся уменьшилось с 3405 человек до 2287 человек (на 1118 человек), объем средств, выделяемых на реализацию государственного стандарта общего образования, существенно увеличился. Осуществлено повышение величины нормативов в 2 раза.
Объем использованной субвенции в 2008 году превысил норматив на 5 млн. 186,2 тысячи рублей. В 2009 году составляет 25 млн. 21,8 тысячи рублей. Руководителями школ проведена огромная работа по приведению в соответствие штатных расписаний. Однако средств по-прежнему не хватает. Проанализируем количество учащихся по годам (таблица 5) и плановую вместимость школ: 2996 мест (таблица 6). Заполнено мест: 2235
Цифры говорят сами за себя - ни одно общеобразовательное учреждение не заполнено полностью. Администрация города целенаправленно проводит политику сохранения всех зданий в системе образования, находит средства на их содержание. Не переходим мы и на создание школ-ступеней: каждое отдельное здание - это отдельная школа - начальная, основная и средняя - принцип раздельного обучения детей разного возраста. К сожалению, не все воспринимают требования и нормативы сегодняшнего дня. Пример: единое требование к обучению школьников старшей ступени: не менее 150 человек в 10-11 классах.
В городе Кирсанове по состоянию на 1 августа 2008 года были 4 дошкольных учреждения, прогимназия, 5 средних школ и 2 учреждения дополнительного образования. В октябре 2009 года мы провели реструктуризацию школ методом присоединения, как наиболее приемлемым для нашего города. В настоящее время у нас два юридических лица в общеобразовательных учреждениях, что позволило оставить все учреждения в микрорайонах города.
Ключевым показателем данного направления реализации РКПМО является средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях города (таблица 7).
Ставилась задача: в 2008 году необходимо увеличить среднюю наполняемость классов городских школ до 24 человек. К сожалению, выйти на норматив и с 1 сентября 2009 года пока не представляется возможным.
В условиях малого города мы обеспечиваем обучение школьников интерната в наших школах, что позволяет дать одинаковый стартовый образовательный капитал каждому конкретному ребенку. В интернате работает социальная гостиница. Однако коллективом МОУ СОШ № 1 не проведена должная работа по набору учащихся в 10 класс из Кирсановского, Гавриловского и Уметского районов, что говорит о пассивности администрации школы и слабой заинтересованности в данном вопросе.
Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ).
С 1 сентября 2007 года в области введена новая система оплаты труда.
В рамках данного направления сформирована необходимая нормативно-правовая база, включающая Закон Тамбовской области от 07.05.2007 № 187-3 "О заработной плате работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений", Постановление администрации области от 26.09.2007 № 1054 "О реализации Закона области "О заработной плате работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений", Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 28.08.2007 № 1564 "Об утверждении перечня документов при реализации Закона области "О заработной плате работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений", соответствующие решения городского Совета народных депутатов и постановления главы города.


 

 

 

 

Реализованы основные принципы НСОТ:
1. Разделение оплаты труда педагогических работников на базовую и стимулирующую части.
2. Учет в базовой части оплаты труда педагогов таких аспектов, как: стаж педагогической работы; уровень образования; уровень квалификации; специфика труда.
Новая система оплаты труда позволила естественным образом снизить нагрузку на педагога, поставить уровень заработной платы учителя в прямую зависимость от качества и результатов работы, создавая, таким образом, условия и стимулы для профессионального и творческого роста.
Необходимо было усилить общественную составляющую в распределении стимулирующего фонда, сделать данный процесс гласным, ещё более прозрачным и справедливым.
Однако проверки, проведенные в начале 2009 года, показали, что подход всем одинаково и по максимуму - только привел к обесцениванию стимулирующего развития кадров, нехватке фонда оплаты труда. В настоящее время деньги стали считать все: педагоги, профсоюзы, руководители и бухгалтера. Необходимо реально смотреть на имеющиеся лимиты средств и не повторять ошибок при ведении с 10 сентября НСОТ. Уравниловки быть не должно. То, что будет заложено сегодня, перейдет и в новый финансовый год. Поэтому вновь и вновь говорим о четкой нормативной базе, разработке критериев и прозрачности, ясности всех локальных актов, понимании реалий сегодняшнего дня и перспектив. Активного привлечения к совместной работе школьных управляющих советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями;
В практику работы образовательных учреждений вошло стремление сделать свою работу более прозрачной, о чем свидетельствует и размещение на сайтах и страницах городской общественно-политической газеты "Наш Кирсанов" публичных докладов, осуществление общественного управления через управляющие советы. Необходимо не останавливаться на достигнутом, а целенаправленно продолжать и развивать эту работу. Публичные доклады должны быть представлены на сайтах учреждений, "Кирсановской газете".
5. В направлении обеспечения здоровья школьников:
новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.
Основные направления работы в рамках инициативы "Наша новая школа" также найдут отражение в ходе подготовки интегрированного законодательного акта - новой редакции Закона Российской Федерации "Об образовании".


3 июня 2009 года Президентом Российской Федерации утверждены изменения в Кодекс РФ об административных нарушениях, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства в области образования, предусмотрено наложение штрафов на должностных и физических лиц, дисквалификация должностных лиц на срок от шести месяцев до двух лет. Государство обращает наше особое внимание на защиту прав и интересов детей в сфере образования.
Принято решение объявить 2010 год годом Учителя.
Думаем, что педагогические коллективы наших образовательных учреждений, прошедшие и более сложные времена и перестройки, с честью преодолеют все трудности и останутся верны своему призванию: учить учиться, учить быть достойным гражданином своего Отечества, своей малой Родины.
                                                                                      В. Ануфриев,начальник управления образования администрации г. Кирсанов            <<назад

МОУ СОШ №1
Телефон: 3-72-75
E-mail: sablina61@mail.ru

Главная || Новости || Карта || Статистика || Историческая справка || Гостевая

 
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна образовательных сайтов
Сайт создан в системе uCoz